Была у меня запланирована поездка во Владикавказ, когда я уже решила, что прошла по всем знаковым местам Беслана. Но, оказалось, что в новой школе, построенной вместо разрушенной старой, создан музей, посвящённый тем, кто навеки остался в старой.
Наверное, если бы я приехала во время учебного года, посмотреть этот музей было бы проще, и я даже не стала дёргаться, решив передать свои книге в подарок школе через кого-то, но в дело вмешался мой знакомый воин-афганец Юрий Гагулов и организовал мне встречу в школьном музее.
Отложив все дела и планы, с утра пошли в новую школу. Оказывается, после теракта Беслану построили аж две огромные, светлые школы, кстати, той, что была взамен сгоревшей так до сих пор не присвоили номер, так и называется она школа на Коминтерна. Но учителя не сдаются, продолжая считать её первой. Кстати, говорят, эта школа всегда оправдывала свой номер один была лучшей в городе по количеству отличников и вообще… говорят, в школу охотно шли и недостатка в учениках школа не испытывала раньше, а теперь тем более.
Очень доброжелательно нас встретили на пороге и повели по огромным коридорам и залам новой школы. Если быть объективной, то музеем памяти стала вся школа. На школьном дворе выделено место для аллеи памяти жертвам теракта.
Сразу при входе на первом этаже – памятные уголки: список погибших при теракте, уголок с фотографией В. Путина, уголок о спецназовцах…
эта школа даже носит название имени Героев Спецназа ЦСН ФСБ РФ. И половина школы, как минимум, мечтают стать спецназовцами. Правда, тех, кто был заложниками в том страшном теракте вряд ли возьмут, ведь в спецназ берут людей с крепким здоровьем и безупречной нервной системой, а у тех, кто пережил ужас плена здоровье безусловно пошатнулось.
Да, вся школа стала настоящим музеем памяти участников теракта в Беслане. Старые фото из прошлой жизни сгоревшей школы чередуются кадрами мероприятий новой школы. Недаром школьный коллектив выбрал себе на логотип птицу-феникс, как возрождённую из пепла.
Под музей выделено отдельное помещение в бело-голубых тонах с фигурками ангелочков, свисающих с потолка, видимо, в продолжение темы Города Ангелов. Скрупулёзно и трогательно собраны вещи и материалы, связанные со старой школой и погибшими учениками, прослежена судьба выживших заложников,
естественно пару стендов и уголок отведены экспонатам и фотографиям, рассказывающим о работе и подвиге спецназовцев. В общем, работа, на мой взгляд, проведена немалая и кропотливая, тем более нужная, как учителям с учениками, так и гостям школы.
Подарила свои книги, оставила запись в книге гостей.
По качеству информационной нагрузки это было самое веское из всех мест по теракту, где я побывала в Беслане. Не хочу рассказывать более подробно, т.к. планирую и уже начала записать всё в единый рассказ о своей поездке в Беслан, надеюсь, что хватит и времени, и сил, и денег, чтобы всё получилось, как хочу, но 1-му сентября этого года с изданием вряд ли успею, хоть и надеюсь, что записи и фото в моём блоге как-то помогут российским учителям организовать уроки памяти о Беслане в год десятилетия со дня трагедии. Если кому-то из учителей требуется информационная помощь или совет в подготовке мероприятий, посвящённых Беслану – обращайтесь через мейл, постараюсь помочь.
Кстати сказать, в Беслане занятия начинаются с 5 сентября с обычной школьной линейки, празднованием начала учебного года, а не поминовением страшных прошлых событий, как это случается на праздничных линейках в наших школах. Жизнь продолжается.
|