В этот раз Дагестан мне открылся совсем иначе, чем в прошлый. Так получилось, что тогда я мало общалась с самими дагестанцами, в основном, с приезжими, но в этот, наоборот, больше пересекалась с местными. Впечатление дагестанцы производят приятное, особенно женщины. Если честно, в дагестанских женщин я просто влюбилась. Со стороны, возможно, они кажутся угрюмыми и неприступными, но стоит им хотя бы немного открыться – и ты понимаешь, что все эти платки и напускная скромность, всё это они делают только ради своих мужчин. «Наши мужчины – это наши котятки», - сказала мне одна дагестанка. А ведь и вправду, мужчины-дагестанцы похожи на котят, так же избалованы вседозволенностью и вкусной едой, но, по-моему, все они ничто без своих тёплых и ласковых, как солнце, женщин.
Конечно, советская власть дала Дагестану многое, да, что там говорить, практически всё. Дагестанцы спустились с гор к искусственно вырытым каналам, получили образование, электричество, раскрепостили своих женщин, не окончательно, конечно, но всё-таки сейчас эти отношения больше дань традициям, чем пренебрежение всерьёз. Хотя, конечно, в Дагестане женщине лучше быть замужем или вдовой, чем разведёнкой или незамужней девой и, насколько я поняла, гражданские браки там не просто не приветствуются, их там вообще нет.
Зато лицемерия на Кавказе хватает. Я сталкивалась с этим постоянно. С одной стороны, это рьяные поборники за свою веру, с другой стороны, многие и матом ругаются, и пьют и намаз не совершают. Четыре жены взять к себе дороговато, но погулять на стороне, наверное, каждый мужчина не прочь. В общем, всё, как везде.
С дагестанской коррупцией не сталкивалась, так что не могу сказать точно, так ли она там процветает, как пишут в интернете досужие языки. Но то, что во главе Дагестана стоит человек не местный, с русской фамилией Васильев, думаю, правильно. Потому что родственные связи на Кавказе – это сила. Родственники там обязаны помогать друг другу, а, так как родственников у каждого дагестанца очень много, то Главе из местных только и придётся решать свои семейные проблемы. Васильева в этот раз видела издали, подтянут, выглядит моложаво, производит очень приятное впечатление.
Климат в Дагестане, по-моему, очень суров, несмотря на то, что там теплее, чем у нас (хотя не в нынешнюю зиму). Воздух там совсем другой, во всяком случае в низине возле моря, где жила я. Домой вернулась, кажется, что воздуха не хватает. В Дагестане, особенно в холодный день у моря, воздух прозрачный и какой-то острый, что ли. Первые четыре дня по приезду меня там «рубит» сон буквально на ходу. «Перенасыщенность кислородом», - объяснили доктора. Солнечная погода в зимнем Дагестане особенно радует, как будто у нас в апреле, розы повсюду цветут, шикарно. Но, вот, подул ужасный ветер, натащил туч, поднял волны на Каспии, и уже погода испортилась. Дня через два, ну, через три, ветер утихает и выглядывает прекрасное, тёплое солнце. И вот уже котики греются на лавочке, весело каркают вороны, большие, наглые, вороны, которых великое множество в Дагестане, жирные, с лоснящимися перьями. Но дагестанцы даже не замечают их, суровые дети гор, из, как будто ожившей в реалии сказочно-изумрудной страны Оз, где на берегу изумрудного Каспия почти круглый год цветут восхитительные розы.
|