С детства люблю всякие поездочки и экскурсии. Сколько себя помню, всегда планировала куда-то съездить. Конечно, затворническая жизнь в Себеже разрушает меня, но, слава Всевышнему, здесь есть интернет, и я могу путешествовать хотя бы по виртуальному пространству. Выезжать стараюсь при любой возможности. К сожалению, этих возможностей у меня не так уж много. Поэтому сразу решила поучаствовать в экскурсии по Пушкинскому заповеднику, организованной для поэтов Словенского фестиваля. Не понимаю тех, кто в последний момент от Пушгор отказался, но их отказ послужил мне во благо, т.к. всех псковских просили не ехать на экскурсию из-за нехватки мест в автобусе в пользу иногородних участников фестиваля.
Времени на путешествие было выделено совсем немного: выезжали из Пскова в 9.30 и в 18.00 должны были вернуться. Конечно, Пушкинский заповедник требует нескольких дней и более детального осмотра, но лично меня устраивает любой вариант, ибо нет для меня места на земле любимее и желаннее, чем прекрасное Пушкиногорье.
Экскурсовод подсела к нам в автобус, рассказывала немного по ходу, потом, когда мы вышли, продолжила свой рассказ. Я очень люблю, когда мне рассказывают. Даже книги предпочитаю слушать в аудиоверсии, чем читать, поэтому любая экскурсия для меня – удовольствие, тем более, когда у рассказчика приятный тембр голоса, плавная и правильная речь, когда чувствуешь, что экскурсовод работает с тобой не только ради гонорара, но также заинтересован, чтобы ты прочувствовал экскурсию душевно и что-то запомнил. Я давно не заходила в дом Александра Сергеевича. Наверное, аж с 2004 года. Уже и не помню точно, как там тогда всё выглядело, но, кажется, почти ничего не изменилось. Рассказ тоже почти не изменился, да и что можно нового узнать о Пушкине? О нашем всём? Единственное, что мне пришло на ум, что мы с ним, с Александром Сергеевичем, очень похожи. Не внешне, конечно, слава Всевышнему. Но. Пушкин обожал Михайловское за красоту природную, и я, как он. Пушкин купался в Сороти до первых морозов, и я купаюсь в озере практически весь сентябрь. У Пушкина обои в доме отклеивались и ремонт не делался годами, я тоже не обращаю внимание на то, что всё в моём доме сыпется и ломается. Вот, единственное не похоже, так это то, что тепло у меня зимой и снег в углах не лежит. А так… меня можно просто перепутать с Пушкиным. Ха-ха.
Не помню, была ли я когда-нибудь в Бугрово. В кафе точно была. А. вот, в импровизированную старинную псковскую деревеньку, кажется не заходила. Если честно, бывала в подобных местах и не раз в Суздале, в Великом Новгороде и так далее… поэтому точно не могу припомнить про Бугрово. Хотя ни в одном из других таких мест я видела, как работает водяная мельница. В Бугрово её заводят по определённым дням, мелят настоящую муку, играют между делом на балалайке и поют песенки, показывают, рассказывают, пугают русалками, в общем, всё в фольклорном русском стиле.
Экскурсовод, Вячеслав Козьмин, конечно, потрясающая личность.
Думаю, он буквально влюблён в нашу псковскую землю, в Пушкинский заповедник, в стихи самого Александра Сергеевича и в свою несравненную мельницу. Энергетикой обладает весьма сильной, умом острым, рассказывает увлекательно, «Евгения Онегина» цитирует наизусть увереннее, чем я читаю по тексту. Так что, рекомендую друзьям обязательно когда-нибудь поехать в Бугрово не столько ради мельницы, сколько послушать байки Вячеслава Козьмина о старинной деревенской жизни на Псковщине. Жесть, конечно. Первую брачную ночь, например, скобари проводили на кровати, которая стояла в неотапливаемых сенцах. Причём в любую погоду. Не поняла, для чего эта традиция, но, возможно, для того, чтобы молодые шевелились в кровати энергичнее, чтобы согреться.
Ну, и в завершении всего этого мы заехали в Пушкинские горы, чтобы зайти в Святогорский Успенский монастырь, чтобы отнести цветочки на могилу Александра Сергеевича. Ступеньки там крутые, поэтому пока поднимаешься по ним, острота момента сглаживается немного. Но всё равно грустно вспоминать о трагической смерти поэта, в величии которого я никогда не сомневалась. Умница и трудяга, безо всяких компьютеров и интернетов создал столько удивительных литературных произведений и одним из первых литераторов доказал, что стихи можно писать понятные и простые, доступные не только тем, у кого семь пядей во лбу, но и тем, кто кроме сказок в детстве ничего никогда не читал. Пушкин – форева!
|