Так сложилось в этом году, что исполняются мои мечты, одна за другой. Не знаю, может, время подошло, может, я всё правильно делаю, а, может, это просто компенсация за общество нескольких моральных уродов, которое я временами вынуждена в последнее время терпеть из-за ряда обстоятельств... не знаю... Но, не смотря на все трудности и неурядицы этого и того года я постоянно чувствую себя счастливой. Вдохновение бьёт чудотворным ключом, я уже почти собрала новую книжку, осталось только закончить одно-два произведения и денег где-то раздобыть... делОв-то). В общем, всё чётко. И! И Я СЪЕЗДИЛА ТАКИ НА РОДИНУ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА в Константиново. Мечтала об этом путешествии давно, никак не получалось, а тут всё один к одному сладилось... как пазлы в картине... как будто не хватало мне в жизни для полного счастья именно этой поездки.
Единственное, что было не очень, это то, что это была зима. А ехать к Есенину лучше в тёплое время года, когда всё цветёт. Потому как природа там необыкновенно замечательная: простор заливных лугов, быстротечная речка Ока, бело-зелёные берёзовые рощи вокруг... эх, когда-нибудь обязательно побываю там летом или осенью... Но на сей раз это была зима. Холодно. Пронизывающие рязанские ветра. Но я всё равно поехала, благо, на машине с экскурсоводом, да, и бродить в Константиново особо негде, таки не наши Пушкинские Горы, таки и Есенин - не Пушкин, куда ему, простому крестьянину, тягаться с потомственными дворянами. Поначалу, когда вышла из машины, слегка разочаровалась даже, потом-то всё встало на свои места. Так вот.
В селе этом, которое теперь как бы находится на территории есенинского заповедника, запрещено строить высотные домики, чтоб не портить картинку времён Есенина. Село такое чистенькое, аккуратненькое...
Посреди - поляна типа большого стадиона, упирающаяся в здание старой школы, в которой ещё учился сам Серёжа.
Сначала мы прошли к смотровой площадке, с которой открывается изумительно-восхитительный вид на Оку и её берега... говорят именно здесь любил прогуливаться при жизни Сергей Есенин... теперь на этом месте построена небольшая как бы эстрада, видимо, на ней и проводятся различные мероприятия, предлагаемые администрацией Заповедника и стоит огромный портрет самого Есенина. Всё смотрится НЕ ПОШЛО. Теперь я буду всегда хотеть выступить на этой сцене. Всегда.
Какой-то местный кошак сопровождал нас почти всю дорогу... хорошо, что я не верю в реинкарнацию, а то б напридумывала себе сказок... Холодно было просто, вот, кошара и жался к редким посетителям заметённого снегом Есенинского Заповедника.
Аккурат с этих мостков, куда нас привёл кот, и открывался превосходный вид, по ходу, не раз воспетый Великим Поэтом:
Ну, снегом всё заметено, конечно, что поделаешь... я и говорю, что надо ехать туда, когда тепло, там и порыбалить, говорят, можно и купаться не запрещено...
Потом мы пошли в Литературный музей, что-то навроде краеведческого... вещи того времени, фото на стендах... конечно, всё старательно связано с жизнью Есенина. Не скажу, что не понравилось... особенно были интересны тексты, написанные рукой Серёжи... хоть и столько лет прошло, и надёжно упаковали их под стекло, всё равно мне казалось, что чувствую некую энергетику... хотя, возможно, мне просто этого очень хотелось.
Вот, здесь, на верхнем фото - фотопортрет священника Ивана Смирнова (если не ошибаюсь с именем), который отпевал Есенина. Здесь вообще никто не верит до сих пор, что Есенин ушёл сам. Я тоже в это никак не могу поверить и не получается почувствовать... некая тайна кроется за этой трагической смертью. В любом случае, Есенина убили... убили интриги, козни... душа настоящего поэта ранима... как кто-то сказал о Маяковском, что если бы он знал, что его так любят, то не ушёл бы так рано. Так или иначе, Есенина давно нет на этом свете и низкий поклон Святому Отцу, который взял смелость отпеть Серёжу в церкви и, возможно, взял на себя большой грех. Буду поминать теперь священника во всех Храмах, где бываю.
Вот, а это (выше) на фото Есенин рядом с господином Клюевым, который, говорят, беззаветно был влюблён в Сергея, как в женщину... история умалчивает, как отзывался на эту любовь Есенин, но факт остаётся фактом.
Потом мы пошли в музей поэмы "Анна Снегина", то есть в бывший дом Л. Кашиной, дочери богатого помещика, которая стала прототипом главной героини поэмы.
Побродили по комнатам...
... вот, она, та самая голубая варенница, из которой, скорее всего, кушал варенье и Сергей Александрович Есенин.
В одной из комнат отведён как бы памятный похоронный, что ли, угол. Грустно, конечно, смотреть на эти фото, посмертную маску, любовно уложенные под стекло и выставленные на всеобщее обозрение. Надеюсь, случайных людей в этом музее не бывает... все воспринимают эту боль, как свою личную.
А потом мы пошли в Церковь, которая всегда стояла напротив дома Есениных... в этот удивительный Храм, такой какой-то хрупкий, чистый, звонкий... со странным куполами... слава Всевышнему, отреставрированный добрыми людьми.
И выйдя из Храма, мы, наконец-то, направились к домику Есениных, наступал момент, ради которого я сюда приехала... честное слово... сердце стучало, как перед первым в жизни свиданием...
...мимо домика Священника Иоанна...
...ближе... ближе...
...ближе...
...ближе... Вот, тополь, посаженный руками Сергея Есенина, заботливо охраняемый работниками заповедника...
...калитка... хнык... аж слёзы наворачиваются от переизбытка чувств... СЕРЁЖА здесь когда-то ходил...
Кстати, как говорят, он же и не жил в этом домике почти, в общем. У родителей Есенина были отношения сложные. Отец работал где-то в городе, а они с матерью проживали в этом домике вместе с бабушкой Сергея. Бабушка была властная, мать не выдержала её характера, забрала Сергея и ушла к своему отцу, потребовав у мужа развода. Развода ей никто не дал (муж её очень любил, это правда), так и жила она у своего отца аж 5 лет. Когда властная бабка умерла, родители Есенина вновь сошлись. Потом Есенин уехал и появлялся здесь только в качестве гостя, у него был в домике свой закуток с кроватью... Правда, пока Есенин путешествовал со своею Дункан по заморским странам, родительский дом сгорел, и тот, который стоит сейчас - был построен на средства самого Сергея Есенина так что, там проживала, в основном, мать Сергея Александровича.
В домике собраны их личные вещи, благодаря, в основном, заботам сестёр Есенина... внутри домик очень маленький... короче, я забыла про всё на свете и почти ничего не сфотографировала... такие дела.
Со станции обычно Сергей шёл пешком... очень хороший памятник стоит рядом с домиком, Есенин и вправду, смотрится, как живой, как будто возвращается домой, как будто недавно сошёл с поезда...
Постояла рядом с памятником, подержалась за руку, то есть за палец... стёртый, как будто начищенный... такая традиция в Константиново, взяться за палец Поэта, загадать желание... загадала... раз стёрт палец-то, значит частенько сюда люди приходят, а как же... настоящий народный поэт...
Из старых построек - амбар 1913 года:
Дубок, выращенный из жёлудя нашего тригорского пушкинского дуба:
Церковь и часовенка видны прямо со двора и из окошка домика:
Домик...
Внутри домика тепло... села возле печки, разрешили... сидела долго, долго... ничего уже там не осталось от Серёженьки, но он здесь бывал, жил на этой земле... мой любимый, самый любимый...
Похвальный лист об окончании школы. Цветы на столе.
Уходить не хотелось. Почему-то задержалась на крыльце, представив, как одинокая суровая женщина, наверно, в своём старом зипуне, теперь уже висящем на стене в качестве музейного экспоната... подолгу стояла, глядя то на прекрасную церковь напротив её маленького домика, то на тропинку... поджидая сына... который теперь навсегда застыл бронзовой скульптурой на полпути к своему родному дому... на полпути.
|